РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ».
Принята участниками конференции единогласно 29.09.2011г.
В работе конференции приняли участие представители государственных и муниципальных органов власти, работодатели, научные и профессионально-педагогические работники учреждений профессионального образования высших и средних образовательных учреждений.
В соответствии с программой конференции на пленарном заседании, заседаниях научных секций заслушаны и обсуждены доклады и выступления. Участники конференции подчеркивают, что в современных социально-экономических условиях основными ориентирами перспективного развития российского государства являются подъём и развитие национальной экономики на основе современных средств и методов производства; способность выдерживать внутренние и глобальные экономические кризисы; поддержание стабильных социально-экономических условий жизни граждан РФ.
Реализация данных задач неразрывно связана с подготовкой качественных профессиональных кадров, способных обеспечить инновационные тенденции развития производства во всех отраслях и секторах национальной экономики.
В ходе конференции были рассмотрены: актуальное состояние системы профессионального образования в Российской Федерации, проблемы модернизации профессиональной школы в условиях перехода экономики страны на инновационный путь развития, сформулированы предложения по приоритетным направлениям повышения эффективности проводимых преобразований.
Основной целью профессионального образования является обеспечение рынка высококвалифицированными кадрами, которые реально востребованы работодателями и которые, подготовлены для участия в модернизации экономики.
Профессионально-техническое образование должно быть ориентировано на нужды перспективных производств на основе регионально-отраслевых прогнозов потребности в кадровых ресурсах.
Данная цель обуславливает основополагающее условие: будущий облик системы профобразования возможно сформулировать только в совместной работе образовательных учреждений с региональными органами власти, работодателями, профессионально-общественными объединениями.
В современных социально-экономических условиях реализации стратегии инновационного развития образование не может оставаться только услугой, удовлетворяющей текущие запросы, и пассивно откликаться на запросы будущего. Оно обязано быть инициатором изменений, в том числе в бизнес среде и в общественном сознании. При этом только тесное сотрудничество с лидерами науки и бизнеса позволяет формировать компетенции, требуемые для модернизации.
Ведущая организационная роль в развитии вневузовского сектора остается за региональным уровнем власти в тесном взаимодействии с отраслями, приоритетными для социально-экономического развития данного региона.
Учитывая вышеизложенное, в целях активизации деятельности в сфере развития человеческого потенциала и достижения нового качества современного профессионального образования участники Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития профессионального образования в современных социально-экономических условиях»:
РЕКОМЕНДУЮТ скоординировать действия на следующих приоритетных направлениях:
1. Региональным государственным органам власти:
- обеспечить качественный долгосрочный прогноз социально-экономического и научно-технического развития региона в увязке с обеспечивающими этот прогноз потребностями в кадровых ресурсах. Использовать данный прогноз при формировании адекватной профессионально-квалификационной структуры подготовки, обеспечивающей сбалансированность рынков труда и образовательных услуг;
- стимулировать реализацию инвестиционных проектов, направленных на замещение устаревших и создание новых рабочих мест с достойными условиями труда, прежде всего, с точки зрения ценовой политики оплаты труда и сохранения здоровья; учитывать степень их воздействия на уровень и качество жизни населения конкретного региона;
- создать Координационный совет Региональной системы профессиональной стандартизации, оценки и сертификации профессиональных квалификаций (без образования юридического лица), в состав которого войдут представители заинтересованных государственных и муниципальных органов власти, бизнес сообществ работодателей, ресурсных центров и учреждений профессионального образования. Предусмотреть целевой внебюджетный фонд для финансирования мероприятий данного проекта;
- предпринять меры по созданию и финансированию на базе ресурсных центров сети научно-методических экспертных лабораторий, которые призваны в тесном взаимодействии с работодателями разрабатывать, апробировать и предлагать к реализации программы опережающего обучения в соответствии с региональными программами развития экономики и профессионального образования, запросами центров и служб занятости населения и предприятий; осуществлять независимую оценку и сертификацию квалификаций кадров, вносить предложения по совершенствованию научно-методического и ресурсного обеспечения деятельности образовательных учреждений; повышению квалификации работников образования; развитию государственно-частного партнёрства;
- обеспечить создание дополнительных нормативно-правовых и социально-экономических стимулов для привлечения работодателей к активному участию в формировании, как квалификационных требований, так и требований к образовательным стандартам и качественной оценке профессиональной пригодности выпускников. В частности, обеспечить предоставление работодателям ряда налоговых преференций, при оплате обучения кадров в лицензированных учебных заведениях;
- активнее использовать меры дополнительной социальной поддержки выпускников учреждений среднего профессионального образования.
2. Региональным Министерствам образования:
- с целью повышения качества подготовки современных рабочих, обеспечения большей мобильности инженерно-педагогических и профессорско-преподавательских кадров, привлечения их из сферы высшего образования и бизнеса для работы в среднем профессиональном образовании разработать и внести в Правительство РФ предложения по единым квалификационным требованиям, тарификации и нормам оплаты труда для высших и средних образовательных учреждений;
- в целях наиболее эффективного использования бюджетных средств, направляемых на модернизацию учреждений профессионального образования осуществлять разработку и реализацию целевых программ по каждому конкретному учреждению образования, предусматривая не только приобретение оборудования, но и проведение полного цикла капитальных работ по ремонту зданий, сооружений, сетей, предназначенных под установку и использование данного оборудования;
- рассматривать в качестве одной из основных целей деятельности ресурсных центров формирование новых моделей образования, имеющих опережающий характер подготовки кадров для реализации конкретных видов экономической деятельности, имеющих стратегическое значение для развития региона, а также нацеленных на преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки трудовых ресурсов от требований конкурентоспособных предприятий данных отраслей;
- осуществлять формирование штатного расписания ресурсных центров, соответствующего их экспериментально - инновационному назначению деятельности;
- разработать механизм организации и проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и образовательных учреждений на региональном уровне;
- привлекать работодателей будущих выпускников к аттестации преподавателей, к обновлению квалификационных требований к преподавателям;
- разработать модельные профессиональные (отраслевые) стандарты, квалификационных требований по новым видам профессиональной деятельности, в том числе региональных и муниципальных компонентов образовательных стандартов, а так же внедрить механизм сертификационной деятельности в рамках системы оценки качества подготовки выпускников.
3. Муниципальным органам власти:
- обеспечивать более тесное взаимодействие с учреждениями высшего и среднего профессионального образования федерального и регионального подчинения, действующими на их территории. Одной из эффективных форм подобного взаимодействия может стать разработка совместных комплексных программ основанных на прогнозно-аналитических данных конъюнктуры регионально-муниципального рынка труда и определении рейтинга профессий (специальностей); а так же на установлении партнерских отношений с муниципальными предприятиями-работодателями, иными заинтересованными структурами и заказчиками образовательных услуг.
4. Бизнес-сообществам работодателей:
- активно проводить работу по стимулированию представителей бизнеса к софинансированию профессиональной подготовки кадров, формированию и поддержанию имиджа рабочих специальностей посредством совместной с образовательными учреждениями организации и участия в конкурсах, семинарах, научных и иных мероприятиях профориентационной направленности;
- организовать формирование профессионального заказа предприятий на будущих специалистов;
- способствовать созданию на предприятиях систем внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, дополнительного и непрерывного образования кадров на производстве, как обязательного условия поддержания высокого качества рабочей силы;
- на основе развития современных систем мониторинга поиска и распределения рабочих мест участвовать в организации деятельности по информированию населения о потребностях экономики в специалистах и возможностях будущей профессиональной карьеры;
5. Образовательным учреждениям профессиональной подготовки, ресурсным центрам:
- активизировать деятельность по разработке и реализации инновационных (в первую очередь интегрированных) образовательных программ по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям;
- продолжить работу по обновлению содержания и повышению качества реализуемых основных и дополнительных профессиональных образовательных программ; открытию новых профессий и специальностей с ориентацией на основные, наиболее значимые для муниципалитетов, региона и страны в целом, виды экономической деятельности, с учётом демографической ситуации, запросов рынка труда и возможностей образовательных учреждений;
- для преодоления последствий демографического спада проводить работу по расширению образования и переподготовки взрослых, разрабатывать и внедрять модели организации непрерывного дополнительного образования, которое обеспечивает готовность работников переходить на новые места, получать новые квалификации;
- создать открытую информационную среду для работодателей и населения, организовывать проведение совместной с бизнес сообществами просветительско-информационной работы по ознакомлению работодателей с инновационными направлениями и формами деятельности образовательных учреждений профессиональной подготовки, внедряемыми на основе мониторинга качества и обеспеченности кадрами рынка труда;
- гибко ориентироваться на возрастающий спрос населения на программы, связанные не только с профессиональным, но и с личностным ростом, с развитием гуманитарных знаний и компетенций.
Участники конференции подчеркивают необходимость для эффективного решения данных задач скоординированных совместных усилий федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, органов управления образованием, учреждений профессиональной подготовки всех уровней, организаций по труду и занятости населения, работодателей и их объединений, других социальных партнеров, институтов гражданского общества, а также представителей всех слоев населения.
Скачать в pdf |