Кисловодский государственный многопрофильный техникум
 

Материалы


«РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗНАНИЙ В РЫНОЧНЫЙ ПРОДУКТ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ИННОВАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СКФО В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

Людмила Александровна Леонова, кандидат экономических наук, доцент

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ГОУ СПО «КИСЛОВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

   Макроэкономический анализ ресурсного потенциала СКФО показывает, что одним из наиболее перспективных и наименее разработанных направлений его использования является сфера туризма и сервиса.

   Уникальные природно-климатические условия Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды (КМВ) обладают мощным потенциалом развития туристско-рекреационной сферы и сервиса и по некоторым оценкам могут обеспечивать существенное улучшение здоровья не менее 2 млн. чел. в год.

   В условиях сложной демографической ситуации и ухудшения здоровья населения это обстоятельство является крайне важным для национальных интересов России и предопределяет актуальность интенсивного развития данной отрасли. Кроме того, возрождение международного туризма, в первую очередь из стран ближнего зарубежья, способно привлечь в регион так необходимые дополнительные финансовые ресурсы. Более того, воздействие туризма и курортного обслуживания на экономику кроме прямого наполнения бюджетов проявляется в эффекте мультипликатора, суть которого заключается в стимулировании отраслей связанных с обслуживанием туристов: торговли, питания, транспорта, связи, системы аттракций, финансовых страховых, промышленных и т.д.

   Несмотря на оживление курортно-туристической деятельности в последние годы, для предприятий санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса СКФО существенны вызовы, связанные с мировыми тенденциями в этой сфере.

   Одной из основных проблем, с которыми столкнулся регион в последние десятилетия, и которые будут действовать в будущем, является глобализация и обострение конкуренции в рекреационной отрасли.

   Анализ показывает, что в условиях глобализации предприятия курортно-рекреационной и сервисной сферы региона СКФО столкнулись с обострением конкуренции не только на внутреннем рынке – традиционно ближайшими конкурентами являются курорты Черноморского побережья. Сегодня значительными являются вызовы международного характера – граждане России все большее предпочтение отдают отдыху за рубежом.

   Приоритетные факторы конкурентоспособности индустрии гостеприимства активно смещаются в направлении способности удовлетворять и предсказывать изменяющиеся потребности клиентов. В современных условиях в производстве и потреблении рекреационных услуг важнейшую роль играют вопросы качества. Исследования показывают, что главной причиной того, удостаивает ли клиент своим посещением предприятие обслуживания еще раз или нет, является предоставленное ему хорошее или плохое обслуживание. В первый раз гостя можно завлечь хорошей лечебной базой, рекламой, богатым интерьером или разнообразным меню, но во второй раз он приходит благодаря профессиональной работе персонала и высокому качеству обслуживания, полученного ранее.

   Перед предприятиями данной отрасли стоит задача предоставления и поддержания качества обслуживания на должном уровне, разработки стратегии его улучшения, своевременного устранения недостатков в предоставлении услуг.

   Сегодня, к числу наиболее острых проблем региона в данном направлении можно отнести нехватку специалистов практически всех звеньев, от управленцев до технических служб. На курортах в особенном дефиците рабочие профессии – горничные, повара, бармены, слесари. Тревогу вызывает и низкий уровень профессионализма тех, кто занят в курортно-туристской сервисной сфере. Зачастую услуги оказывают случайные лица, не имеющие соответствующих сертификатов и квалификации. Такие кадры, безусловно, не могут обеспечить высокое качество оказания услуг, не говоря о международных стандартах.

   В этой связи особенно актуальным является создание на базе ГОУ СПО «Кисловодский государственный многопрофильный техникум» ресурсного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов по профилю: гостинично-курортный и ресторанный сервис.

   Инновационными составляющими подготовки рабочих кадров в ресурсном центре являются:

- формирование клиентоориентированных квалификационных требований на основе совместной деятельности по перманентному мониторингу потребностей рынка труда, экспертно-аналитическому изучению российского и иностранного опыта систем подготовки и переподготовки рабочих профессий и научно-практической работе с региональными и местными органами власти, работодателями, бизнес-сообществами, образовательными учреждениями. Ресурсным центром ГОУ СПО «КГМТ» уже установлены партнерские отношения по проведению данной работы с Северо-Кавказским Союзом предпринимателей, Северо-Кавказской Ассоциацией кулинаров, Межрегиональным ресурсным центром СКФО, учебно-производственным центром «Богема» г. Тольятти, ООО «Танекс» г. Кисловодск, рядом других организаций;

- использование передовых научно-методических разработок и технологий обучения и профессиональной подготовки, созданных на основе требований практической деятельности курортно-рекреационных предприятий в условиях реально функционирующих гостиничного и ресторанного комплексов. В этой связи особенно актуальным представляется скорейшее завершение работ по капитальному ремонту учебно-производственных помещений ресурсного центра. В рамках реализации краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 годы» выделены значительные средства на приобретение высокотехнологичного оборудования для обучения гостинично-курортному и ресторанному сервису. В то же время, сумма бюджетного финансирования на капитальный ремонт ресурсного центра площадью более полутора тысяч квадратных метров, составила только 10% от средств необходимых на эти цели.

   Современное производственное оборудование вынужденно простаивает, т.к. в помещениях ресурсного центра не оборудованы в соответствии с современными требованиями вентиляция, пожарная сигнализация, не проведен ремонт водо-канализационной и отопительной систем, необходимый для подключения и полноценного функционирования новейшего технологического оснащения.

   Избежать подобных ситуаций можно при комплексном планировании целевых программ по каждому конкретному учреждению образования, которое предусматривает не только приобретение оборудования, но и проведение полного цикла капитальных работ по ремонту под установку данного оборудования. Такой подход позволит не только повысить эффективность использования бюджетных средств, но и значительно ускорит процесс модернизации;

- проведение квалификационной аттестации на конкурсной основе;

- комплексно-бригадный метод целевой подготовки и переподготовки кадров, формирование предложения кадров на рынке труда по запросу работодателя, когда предприятие обеспечивается техническим и сервисным обслуживающим персоналом по всей производственно-технологической цепи, например для ресторанного комплекса, такая комплексная бригада может включать механика-наладчика по обслуживанию кухонного оборудования, сантехника-вентиляционщика, кладовщика, повара, шеф-повара, гардеробщика, швейцара, официантов, барменов, метрдотеля, администратора ресторана, анимационный шоу-коллектив, имеющий тематический репертуарный план;

- организация оценки качества выпускаемых кадров на основе динамики финансово-экономических показателей предприятий-потребителей и их клиентского рейтинга.

   Материально-технической базой обеспечения данных инноваций является учебно-производственные тренинговые гостиничный комплекс класса «пять звезд», и ресторанный комплекс класса «люкс», укомплектованные по опережающему технологическому принципу.

   Основой качества профессиональной подготовки является кадровое обеспечение, осуществляемое по дивизионально-матричному принципу обеспечивающему привлечение научно-педагогических и практических кадров высочайшего российского и международного уровней и позволяющему гибко и оперативно решать наиболее актуальные задачи совершенствования и развития профессионального образования самых широких слоев населения с учетом социально-экономических потребностей конкретного региона, отрасли, сектора экономики.

   К сожалению, роль деятельности ресурсных центров в данном направлении сегодня не оценена в полной мере. В частности, неприемлема формулировка формирования штатного расписания ресурсных центров «в пределах существующего в учебном заведении фонда оплаты труда», которая в частности, присутствует в приказе Министерства образования СК о создании ресурсного центра ГОУ СПО «КГМТ».

   Отличительной чертой образовательного процесса в ресурсном центре является смещение акцентов теоретической подготовки на практическую значимость получаемых знаний. Например, таких как углубленное изучение иностранного языка в сфере деловых коммуникаций, приобретение знаний клиентоориентированных психологических аспектов работы с клиентами.

   Таким образом, деятельность ресурсного центра направлена на концентрацию образовательных ресурсов профессионального образования с целью их коллективного использования в межрегиональной сети учреждений профессионального образования; на экспериментальную, исследовательскую и маркетинговую деятельность; создание многоканального механизма финансирования образовательной деятельности и межрегиональную консолидацию работодателей по инвестированию профессионального образования; организацию дополнительного и непрерывного профессионального образования; введение новых специальностей, дополнительных специализаций по требованию работодателей исходя из новых задач технического и технологического перевооружения отрасли; создание методической базы реализации ФГОС нового поколения; повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по инновационным направлениям развития туристко-рекреационной и сервисной отрасли.

  Представляется, что данный подход позволит Ресурсному центру ГОУ СПО «КГМТ» скоординировать взаимодействие заинтересованных учреждений профессионального образования разного уровня и предприятий конкретной отрасли экономики, стать центром развития сети учреждений определенного профессионального профиля, осуществлять информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики региона и потребностями населения, учитывать межрегиональные кооперативные и конкурентные связи и отношения.

   С учетом того, что предприятия туристкой и сервисной отрасли размещены в группе близкорасположенных регионов Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, данный ресурсный центр должен обеспечивать инфраструктурную поддержку модернизации профессионального образования во всей группе регионов, способствовать эффективному социально-экономическому развитию СКФО.

 

Авторизация


Данный сайт оснащен системой защиты от спама, при регистрации внизу страницы должен появиться модуль Re-Captcha. Также необходима активация нового пользователя, письмо с кодом активации прийдет на указанный Вами при регистрации адрес E-mail.

Сайчас на сайте:

Сейчас 17 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

 
 
 
 

Обращение о неисполнении ФЗ № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных услуг» в Ставропольском крае"